Семик. Кладбище. Село Большая Коча.

“Мое первое путешествие в Большую Кочу, – рассказывает Александр Сорин, – началось случайно – я познакомился со Светланой Кольчуриной. Светлана, коми-пермячка, специалист по правам коренных народов, рассказала мне о селе, в котором все еще празднуют старые языческие праздники и говорят по коми-пермяцки. Так и оказалось.
Только одними аттракционами феномен Большой Кочи не исчерпывается. Это место, которое, по всем правилам развития цивилизации, должно исчезнуть с лица земли, но пока еще существует, связывая между собой христианство и язычество, чудь белоглазую и Академию Наук, прошлое и будущее.

По дороге обратно мы обсуждали коми-пермяцкий фольклор. Светлана рассказала сказку про избушку: по приказу Бабы Яги, которая ловила детей, в избушке исчезали углы, один за другим. Сказка показалась мне грустной метафорой Большой Кочи. Всякий раз, собираясь туда, я боюсь узнать, что что-нибудь уже изменилось. До последнего времени мне страшно везло – в Большой Коче пока все по-прежнему.”

семик

что держит большую кочу на плаву и почему смерть – это не всегда плохо

Главный местный праздник – Семик. В этот день Большая Коча становится центром коми-пермяцкой жизни: сюда съезжаются жители окрестных деревень и их бывшие соседи из городов, чьи родственники похоронены на больше-кочинском кладбище. Накануне Семика хозяйки ставят пироги и делают домашнее пиво. Утром все идут на кладбище, где раскладывают угощение прямо на могилах, едят, пьют, обходят соседские могилы, общаются, делятся новостями. По местным поверьям, чем больше в этот день съедят и выпьют живущие, тем больше достанется умершим.

Семик – день победы над смертью и день большой встречи: близких и дальних родственников, бывших и настоящих односельчан, живых и мертвых.

Это верование хорошо известно этнографам как культ «заложных» покойников – его впервые описал Дмитрий Зеленин в начале XX века. Он заметил, что у славян и финно-угров есть специальные отношения с умершими не своей смертью – утонувшими, погибшими от болезней, самоубийцами. В обычное время их побаиваются и стараются лишний раз не упоминать – «заложные» могут приносить неприятности. Но есть особенные поминальные дни, когда в их честь устраивают обеды: ритуальная еда и заговоры призваны умилостивить ритуальной едой беспокойного мертвеца.

Это верование хорошо известно этнографам как культ «заложных» покойников – его впервые описал Дмитрий Зеленин в начале XX века. Он заметил, что у славян и финно-угров есть специальные отношения с умершими не своей смертью – утонувшими, погибшими от болезней, самоубийцами. В обычное время их побаиваются и стараются лишний раз не упоминать – «заложные» могут приносить неприятности. Но есть особенные поминальные дни, когда в их честь устраивают обеды: ритуальная еда и заговоры призваны умилостивить ритуальной едой беспокойного мертвеца.

Более поздние работы антропологов и фольклористов показали, что культ «заложных»покойников есть во многих языческих культурах. Впрочем, современные коми-пермяки не имеют никаких подозрений по поводу языческого происхождения Семика – они считают этот день традиционным православным праздником. Четверг седьмой недели после Пасхи, за три дня до Троицы.

язычество

как остаться самим собой, если ты коми-пермяк

Коми-пермяки пережили несколько волн колонизации – русскую, затем советскую. И хотя они сохранили живую традицию, здесь очень любят реконструировать что-нибудь древнее, “настоящее” коми-пермяцкое. За настоящее в Большой Коче отвечает местный фольклорный ансамбль. Он переводит русские народные песни на коми-пермяцкий язык и инсценирует языческие праздники – быкобой, обряд смены травы.

Истории

чем живут и о чем помнят больше-кочинцы

Анастасия Гагарина родилась в 1931 году – в это время на севере Пермского края был голод. Не успели коми-пермяки восстановиться после природной катастрофы, как пришла война. Здесь не было боевых действий, но, как и со всего СССР, отсюда уходили мужчины. И снова вернулся голод. Деревенские старались жить обычной жизнью – женились, рожали детей, отдавали их в школу в Большой Коче.

школа

Это второй ключевой институт в Большой Коче – после кладбища. Но если кладбище оживляется только раз в год на Семик, то средняя школа – ежедневный повод для жизни в селе и едва ли не единственная надежда на будущее.
Каждый год в школе набирается первый класс и проходит очередной выпускной. Правда, старшеклассники, если и мечтают о чем-нибудь, то точно не о здешней жизни – самые перспективные сразу после экзаменов уезжают в Пермь или в Москву. И на сколько первых классов еще хватит демографического запаса соседних деревень, сказать трудно.

Несколько лет назад местные власти выделили деньги на строительство новой школы-интерната, которая будет принимать на всю учебную неделю детей из окрестных деревень. Школу пока не достроили – денег не хватило.

В семьях больше-кочинских школьников старшее поколение говорит в основном на коми-пермяцком языке, среднее – одинаково хорошо на обоих, а дети, хотя и учат коми-пермяцкий, друг с другом разговаривают в основном по-русски.

В учебной программе, ориентированной на сдачу общероссийских государственных экзаменов, времени для изучения коми-пермяцкого языка остается очень мало. А главное – исчезает мотивация: если задания в ЕГЭ по математике или биологии все равно написаны на русском, то нет смысла зубрить сложный коми-пермяцкий, с его семнадцатью падежами и другими сложностями финно-угорской группы.

завтра

Стихотворение Сергея Есенина читают старшеклассники Больше-Кочинской школы.

.

текст, видео:

НАТАЛЬЯ КОНРАДОВА

фото, видео:

ФЕДОР ТЕЛКОВ, АЛЕКСАНДР СОРИН

фото: АЛЕКСЕЙ ЕРШОВ

веб-дизайн: ИЛЬЯ ФИГЛИН

партнеры проекта:

Новосибирский государственный краеведческий музей

Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина»

All rights reserved © 2019. Разрешено использование материалов со ссылкой на сайт и Фонд “Хамовники”.

текст, видео:

НАТАЛЬЯ КОНРАДОВА

фото, видео:

ФЕДОР ТЕЛКОВ, АЛЕКСАНДР СОРИН

фото: АЛЕКСЕЙ ЕРШОВ

веб-дизайн: ИЛЬЯ ФИГЛИН

партнеры проекта:

Новосибирский государственный

краеведческий музей

Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина»

All rights reserved © 2019. Разрешено использование материалов со ссылкой на сайт и Фонд “Хамовники”.

текст, видео:

НАТАЛЬЯ КОНРАДОВА

фото, видео:

ФЕДОР ТЕЛКОВ, АЛЕКСАНДР СОРИН

фото: АЛЕКСЕЙ ЕРШОВ

веб-дизайн: ИЛЬЯ ФИГЛИН

партнеры проекта:

Новосибирский государственный

краеведческий музей

Фонд «Президентский центр

Б.Н. Ельцина»

All rights reserved © 2019. Разрешено использование материалов со ссылкой на сайт и Фонд “Хамовники”.